четверг, 24 июля 2008 г.

хочешь, я расскажу тебе сказку

Надкусила тут аудио-книжки: ранние рассказы Булгакова и про да Винчи от Фрейда (читает, увы, не сам папаша Зигмунд). Полчаса помучалась и бросила: помимо чужого (и таки идиотского) интонирования, текст еще и чудовищно медленно начитывают - можно почуять, как старость приближается, пока чтец осилит очередной деепричастный оборот. В машине, может, и ничего, а если только слушать - хуже всякой пытки.

Засим вернулась к электронной буке, в которой ажно пылится подборка спартанских авторов с их жизнеописаниями Августов. Милейшее, как водится, чтиво: и лирические герои - загляденье, и авторы не сандалией вино черпают.

"...Поэтому, чтобы опровергнуть в высшей степени неблагоприятное для него мнение, будто он позволил убить одновременно четырех консуляров <...> он [Адриан] по прибытии [в Рим] произвел раздачу народу в двойном размере..."

"Жезл центуриона он давал только людям сильным и имевшим хорошую репутацию, трибунами он назначал только тех, у кого выросла настоящая борода..."

"В то же время и иудеи подняли войну, потому что им было запрещено увечить половые органы" - это о восстании, которое, помимо путаницы с кастрацией и обрезанием, случилось после, на минуточку, переименования Иерусалима в Colonia Aelia Capitolina и постройки храма Юпитера на месте разрушенного в 70-ом году иерусалимского храма.

А вот - о черте, которая не повредила бы несметному числу адриановых и наших с вами современников: "Врагов, которых он [Адриан] имел в бытность свою частным человеком, он, став императором, стал презирать настолько, что одному, который был его смертельным врагом, он, став императором, сказал: "Ты спасся"".

Или еще прекрасное: "Он отличался необыкновенной памятью, огромными ораторскими способностями <...> Он одновременно писал, диктовал, слушал и разговаривал с друзьями (если этому можно верить)"

Ну, и Адриан в образе Маклая: "Когда он прибыл в Африку, то к его приезду - впервые за пять лет - пошел дождь; африканцы полюбили его за это".

Напоследок - немного о тонкой душевной организации: "Обеспокоенный вопросом о своем преемнике, он сначала подумал о Сервиане, которого потом <...> принудил умереть. Фуска он глубоко возненавидел за то, что тот на основании предсказаний и знамений надеялся на получение императорской власти [что характерно, Адриан в свое время тоже пробавлялся про-императорскими знаменьями - Прим. ред.]. Обуреваемый подозрениями, он с ненавистью относился к Платорию Непоту, которого он прежде любил так сильно <...> Наконец, всех, кому он думал передать императорскую власть, он возненавидел как будущих императоров".

Комментариев нет: